Контроль, открытость, конфликты: какой запомнится гордума шестого созыва
Уже скоро Городская дума шестого созыва перевернет страницу своей летописи, оставшись в истории местного самоуправления Астрахани. Каким была минувшая пятилетка для представительного органа муниципалитета? Что удалось сделать? Да и вообще, чем запомнится астраханцам депутатский корпус 2015-2020 годов? Об этом – в сегодняшней статье.
Контроль за тратами из казны
Шестой созыв избрался в сентябре 2015 года. В составе – 36 депутатов. На первом пленарном заседании главой города была избрана Алена Губанова. Она же, в соответствии с прежним уставом Астрахани, одновременно возглавила и гордуму.
С первых дней народные избранники под предводительством градоначальницы активно взялись за работу. Начали с усиления депутатского контроля. Главным образом, за тем, как исполнительная власть решает вопросы местного значения. Кстати, хоть такие полномочия и закреплены в уставе областного центра, но ранее практически не применялись.
В практику вошел так называемый «Парламентский час». На заседания приглашались представители городской администрации, МУПов, подрядных организаций. Они информировали депутатов своей деятельности.
Под «прицел» депутатского корпуса попали муниципальные предприятия и учреждения, от деятельности которых, в частности, зависит комфортность жизни горожан. Вопросов было достаточно. Главный из которых – финансовый. Эффективность трат и расходов на те или иные мероприятия начальники МУПов и МБУ не всегда смогли объяснить. Ряд проверок в последствии послужил поводом для возбуждения уголовных дел.
Продолжая тему усиления контроля, стоит отметить, что теперь реорганизация таких предприятий возможна только по согласованию с думой, а в комиссию по назначению руководителей включены и депутаты.
Прежде, чем вынести тот или иной вопрос на пленарное заседание, депутаты изучали его на профильных комитетах. Их в гордуме 8. Решения порой были жёсткими и принципиальными. К примеру, по урегулированию ситуации с гаражами и незаконными постройками, выделению земельных участков для многодетных семей.
Выездные совещания тоже прочно вошли в жизнь местного парламента. В частности, депутаты контролировали работы по благоустройству дворовых территорий в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Выезжали в школы, чтобы оценить их готовность к учебному году.
Работа с бюджетом – процесс долгоиграющий
Постоянно велась работа над муниципальным бюджетом. В его основе –полтора десятка программ. И на каждое направление необходимо заложить финансирование. Денег в казне катастрофически не хватает. В нее поступает чуть более 3 % от всего объема собранных на территории Астрахани налогов. Остальное уходит в вышестоящие бюджеты. Конечно, часть потом возвращается в виде субсидий, субвенций и трансфертов. Но этого все равно мало. Потому приходится четко расставлять приоритеты. И во главе угла — социальные обязательства.
Не всегда проект главного финансового документа, сформированный исполнительной властью, депутаты принимали сходу. Случалось, что и на доработку отправляли, посчитав, что для реализации тех или иных мероприятий заложено недостаточно средств или не в полном объеме запланированы сборы по некоторым позициям. Вносили и предложения по поиску новых источников пополнения городской казны.
Благодаря такой настойчивости, к примеру, в бюджет на 2020 год удалось дополнительно заложить 30 миллионов рублей на подготовку к 75-летию Победы, развитие физической культуры и спорта, на благоустройство дворов и парков.
Корректировка бюджета – тоже обычное дело. Связано это либо с изменениями в законодательстве, либо с необходимостью срочно реагировать на проблемные ситуации. Так в прошлом году с переходом исчисления налога по кадастровой стоимости объектов произошел резкий скачок суммы для уплаты. В первую очередь это ощутили на себе предприниматели. Чтобы стабилизировать обстановку, парламентарии снизили ставку налога на имущество. Еще одни налоговые преференции предприниматели получили в текущем году. Те, чей бизнес пострадал от карантинных ограничений.
А в конце августа текущего года, перераспределив ряд ассигнований в расходной части, народные избранники выделили 44 миллиона рублей на горячее питание для школьников начальных классов.
Дисциплина, ответственность, открытость
Шестой созыв сделал акцент на усиление депутатской дисциплины и ответственности. В начале 2018 года впервые на официальном сайте Городской Думы были размещены отчеты парламентариев об их деятельности. Ранее подобной практики не было. Теперь это обязательная норма. Ознакомиться со списком выполненных дел может каждый горожанин. Люди должны знать, как их избранник выполняет свои обещания. И делает ли что-то для округа в целом.
Принцип работы в комитетах также не остался прежним. Если раньше многие депутаты могли прогуливать заседания, не встречаться со своими избирателями на протяжении всего срока, то теперь ситуация в корне изменилась.
Чтобы горожанам легче было «достучаться» до власти, по инициативе главы города Алены Губановой в одном из мессенджеров была создана группа «Депутатский контроль». Туда в онлайн-режиме поступали жалобы горожан. Задача сообщества – помочь людям здесь и сейчас, без бюрократических проволочек. Практика показала эффективность этой формы взаимодействия.
Пятилетка социального диалога
Такое название получил проект, который можно считать общим детищем депутатского корпуса. Большинство народных избранников традиционно помогают инвалидам, многодетным семьям, детям с различными заболеваниями, спортсменам. Но такая поддержка была как-бы точечной, индивидуальной. В 2016 году по предложению градоначальницы локальные социальные идеи объединили в единый блок. Благодаря этому получилось запустить серию интересных мероприятий. Народные избранники нередко вкладывали собственные деньги, привлекали в качестве спонсоров и предпринимателей.
Начали с краеведческого диктанта для старшеклассников, фестиваля для детей с ограниченными физическими возможностями «Радужные нотки», турнира по бодибилдингу «Столица Каспия». Но список расширялся. К примеру, добавились культпоходы для учащихся школ-интернатов и киносеансы для пожилых горожан.
Установка малых архитектурных форм – еще одна новация шестого созыва. С подачи Алены Губановой в областном центре, например, установили знак «Я люблю Астрахань», мраморную скульптуру лотоса, фигуры топиари.
Женщина, которая «у руля»
Несколько слов о градоначальнице. Избиратели и политические эксперты отзываются об Алене Губановой, как об энергичном и целеустремленном человеке, вернувшей былую значимость гордуме. С депутатским корпусом снова стали считаться, парламент перестал быть «карманным».
К ее заслугам можно отнести и то, что Астрахань стала звучать на международном уровне. Так Алену Вячеславовну избрали вице-президентом Евразийского отделения авторитетной Всемирной организации «Объединенные города и местные власти». Губанова представляла наш город в работе Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Причем, в состав российской делегации она была включена распоряжением президента РФ Владимира Путина.
Также астраханцы отмечают и открытость градоначальницы. Она – активный пользователь социальных сетей. В ее аккаунте любой человек мог сообщить о своих проблемах. В отличии от некоторых чиновников, Губанова на такие сигналы реагировала оперативно, подключалась к решению. Насколько результативно – свидетельствуют те же комментарии к постам. В них много благодарностей от горожан.
Конфликтность или принципиальность?
Случалось, что думу шестого созыва называли конфликтной. Да, без противостояний и обострений отношений не обошлось. Представительный орган состоит из людей. А людям свойственно иной раз проявлять свои эмоции.
Обвиняют шестой созыв и в противостоянии с исполнительной властью. В частности, с главами горадминистрации (их за созыв было четыре). Попробуем разобраться. Так к управляющим городским хозяйством и их подчиненным были вопросы по строительству, гаражам, бродячим животным, несанкционированному сливу отходов в ливневую канализацию и многим другим проблемам. Неоднократно отправлялись на доработку новые правила землепользования и застройки Астрахани, правила благоустройства, поправки в Генеральный план областного центра. Документы разрабатывались горадминистрацией. Так что претензии депутатского корпуса можно считать обоснованными. Они предъявлялись в интересах Астрахани и астраханцев, ведь с учетом депутатских замечаний и поправок важные для развития города нормы были приняты.
Дискуссии, дебаты, споры тоже были. Порой достаточно жаркие. Но согласитесь, это обычный процесс нормотворчества, позволяющий обменяться мнениями и обсудить все «за» и «против» по конкретным вопросам. У каждого депутата своя точка зрения на ту или иную проблему, свой взгляд на то, что послужит интересам избирателей. А общее решение принималось путем голосования.
Таким, по нашему мнению, был шестой созыв городской думы Астрахани. Следующий будет другим. И не только потому, что часть депутатского состава обновится. Меняется система формирования в целом. Теперь местные парламентарии избираются по одномандатным округам, количество которых удвоилось, без партийных списков. А полномочия главы муниципального образования станут возлагаться на руководителя городской администрации. Лучше или хуже для города – покажет время.
Игорь Костров, «Комсомолец Каспия»