Информация от прокуратуры города Астрахани от 8 ноября 2018 года
1. Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
31. октября 2018 года Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон принят в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 17-П, обязывающего федерального законодателя внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся участия обвиняемого по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, в судебном разбирательстве по основному делу в целях дачи показаний в отношении лиц, обвиняемых в том же преступлении в соучастии с ним.
В соответствии с этим Кодекс дополняется статьёй 561, определяющей процессуальный статус лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, в уголовном деле в отношении соучастников преступления, и статьёй 2811, устанавливающей порядок допроса такого лица и оглашения его показаний в ходе судебного разбирательства.
2. Внесены изменения в закон о местном самоуправлении
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона «0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральным законом определение понятия «лицо, замещающее муниципальную должность» приводится в соответствие с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности, уточняется, что муниципальную должность может занимать член избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Кроме того, глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, наделяется правом инициировать проведение публичных слушаний. Тем самым повышается эффективность взаимодействия местной администрации с населением муниципального образования, обеспечивается открытость и доступность информации о деятельности местной администрации и иных органов местного самоуправления.
3. Внесено изменение в статью 28.3 КоАП
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с Федеральным законом должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наделяются правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.171Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами».
4. Установлены особенности формирования исполнительно-распорядительного органа для сельских поселений и внутригородских муниципальных образований
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральным законом устанавливается, что предусмотренная для сельских поселений и внутригородских муниципальных образований города федерального значения возможность формирования исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, не распространяется на случаи, когда главы названных муниципальных образований избраны представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Тем самым устраняется возможность неоднозначной трактовки в правоприменительной практике положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующих статус главы муниципального образования, избранного указанным способом.
5. От НДС освобождены перевозчики, осуществляющие деятельность по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Федеральным законом освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.
6. Подписан закон, сокращающий срок принятия решения о выдаче материнского капитала до 15 дней
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» вносятся изменения, согласно которым с одного месяца до 15 дней сокращается срок, необходимый для принятия территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации решения о выдаче либо об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальные органы Фонда вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных гражданином документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
7. Подписан закон, устанавливающий особенности лицензирования деятельности по автобусным перевозкам пассажиров
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
Федеральным законом предусматривается, что деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооружённых Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Федеральным законом устанавливаются отдельные особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, а также порядок осуществления государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию.
8. Подписан закон, предусматривающий сохранение ряда дополнительных соцгарантий гражданам в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на обеспечение дополнительных социальных гарантий физическим лицам в связи с поэтапным повышением с 1 января 2019 года пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на пенсию.
Федеральным законом предусматривается сохранение федеральных льгот по имущественным налогам, предоставляемых в настоящее время пенсионерам, для физических лиц, соответствующих условиям назначения пенсии, действующим по состоянию на 31 декабря 2018 г. Указанные физические лица будут получать налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
9. Установлен порядок рассмотрения заявлений об отводе лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 25.13 и 29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с Федеральным законом статьи 25.13 и 29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие порядок рассмотрения заявлений об отводе судей, членов коллегиальных органов, должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, а также иных лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, дополняются положениями, согласно которым в случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.
10. В КоАП внесены изменения, касающиеся организации публичных мероприятий
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Федеральным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется статьёй 20.23, предусматривающей административную ответственность за невыполнение организатором публичного мероприятия обязанностей по информированию граждан, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия, а также за подачу уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьёй, относится к подведомственности судей. Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции).
11. В закон о рекламе внесено изменение, направленное на сокращение распространения услуг по написанию дипломных работ и диссертаций
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе».
Федеральный закон направлен на повышение качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам и сокращение распространения услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ и иных работ, связанных с аттестацией в сфере образования и науки.
В частности, Федеральным законом устанавливается запрет на рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.
12. Внесены изменения в закон, регулирующий порядок проведения публичных мероприятий
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Федеральным законом предусматривается установление обязанности организатора публичного мероприятия в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее чем за один день до дня его проведения принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении.
13. Подписан закон, уточняющий понятие фиктивной постановки на учёт по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Федеральным законом уточняется понятие «фиктивная постановка на учёт по месту пребывания» в части, касающейся признания фиктивности постановки на учёт по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства не только в жилых, но и в иных помещениях, а также по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещённую законодательством Российской Федерации деятельность.
14. Подписан закон, ограничивающий въезд в Россию для ряда иностранных граждан
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Федеральным законом предусматривается ограничить въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, если такой иностранный гражданин или лицо без гражданства участвует в деятельности организации, включённой в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также в случае принятия межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества этого иностранного гражданина или лица без гражданства либо при наличии вступившего в законную силу решения суда о приостановлении операций по банковским счетам и других операций с денежными средствами или иным имуществом этого иностранного гражданина или лица без гражданства – до отмены соответствующего решения.
15. Подписан закон, направленный на совершенствование процедуры проведения независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Федеральный закон устанавливает запрет на проведение независимой антикоррупционной экспертизы для граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость, граждан, включённых в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, граждан, осуществляющих деятельность в органах и организациях, которые в соответствии с законом проводят антикоррупционную экспертизу, для международных и иностранных организаций, а также для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
16. Внесены изменения в отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на реализацию положений Федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Федеральным законом предусматривается внесение в отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменений, определяющих компетенцию создаваемых кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции и апелляционного военного суда, а также уточняющих компетенцию действующих судебных органов в области уголовного судопроизводства в соответствии с положениями Федерального конституционного закона.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается процедура кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в зависимости от того, каким судом принято такое решение, является оно промежуточным или итоговым, а также в каком суде и в каком порядке подлежит пересмотру.
В соответствии с Федеральным законом в положения Кодекса вносятся изменения, регламентирующие порядок возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
17. Подписан закон о расширении трудовых прав работников с семейными обязанностями
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на расширение трудовых прав работников с семейными обязанностями и предусматривает предоставление работникам, имеющим трёх и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время.
18. В Бюджетный кодекс внесены изменения в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации».
Федеральный закон предусматривает включение в перечень доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежных средств от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений.
19. Внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Федеральным законом устанавливаются гарантии работникам при прохождении диспансеризации.
В соответствии с Федеральным законом работники при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка, а работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или за выслугу лет, – на два рабочих дня один раз в год.
Дни освобождения от работы для прохождения диспансеризации согласовываются с работодателем.
20. Подписан закон о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения
Президент подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)».
Федеральным законом ратифицируется Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102).
Конвенция подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции.
Статья 2 Конвенции позволяет государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими принимаются международные обязательства.
Федеральным законом предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи разделов Конвенции: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству, обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца.
Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно: охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность её оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, – соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».
В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» следует отметить, что законодательство Российской Федерации полностью соответствует положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты обеспечения по болезни.
Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).
Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.
Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребёнка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в Российской Федерации такие пособия существуют многие годы.
Пособие по временной нетрудоспособности при её утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого её дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.
Законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (раздел VI Конвенции «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»), предоставляет более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний (с учётом международных норм в данной области).
Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.
Кроме того, названный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства Российской Федерации в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим Федеральным законом. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счёт средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.
Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в Российской Федерации значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.
Нормы законодательства Российской Федерации, в частности федеральных законов «О государственных пособиям гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствуют минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.
В ряде случаев законодательством Российской Федерации по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в Российской Федерации пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).
Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в Российской Федерации пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев.
Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства-члены, её ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определён из расчёта в 45 процентов заработной платы.
Пособие по беременности и родам в Российской Федерации выше указанной минимальной нормы и составляет 100 процентов заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100 процентов заработка).
Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечёт за собой необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.
Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции реализуются в Российской Федерации в соответствующих положениях федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».
Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат, составляющих 40 процентов утраченного заработка. Согласно позиции Правительства Российской Федерации в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.
В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчёта коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции (в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).
Таким образом, Федеральный закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том числе пенсионного, обеспечения граждан.
Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом следует отметить, что выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.
21. Введена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приёме на работу или необоснованное увольнение лиц, достигших предпенсионного возраста
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон принят одновременно с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и иными федеральными законами, направленными на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
В связи с изменением возраста выхода граждан на пенсию и в целях исключения случаев необоснованного отказа в приёме на работу или необоснованного увольнения лиц, достигших предпенсионного возраста, Федеральным законом вводится уголовная ответственность за такие деяния.
22. Внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Федеральным законом предусматривается:
поэтапное (с 1 января 2019 г.) увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно), а также возраста, по достижении которого члены семьи умершего кормильца могут быть признаны нетрудоспособными в целях приобретения права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца;
предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), права на получение страховой пенсии по старости на два года раньше достижения установленного возраста выхода на пенсию;
новый порядок индексации страховых пенсий (предполагается, что размеры пенсий будут индексироваться выше уровня инфляции);
повышение на пять лет пенсионного возраста для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
поэтапное увеличение на пять лет возраста, при достижении которого у педагогических, медицинских и творческих работников наступает право на досрочную пенсию с учётом специального стажа;
предоставление многодетным матерям права на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (женщинам, родившим и воспитавшим трёх детей, пенсии будут назначаться в 57 лет, женщинам, родившим и воспитавшим четырёх детей, – в 56 лет, женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, пенсии по-прежнему будут назначаться в 50 лет);
предоставление лицам, которые в 2019 и 2020 годах достигнут пенсионного возраста, установленного ныне действующим законодательством, возможности выйти на пенсию на полгода раньше, чем это устанавливается настоящим Федеральным законом;
увеличение с 1 января 2019 г. фиксированной выплаты к страховой пенсии (на 25 процентов) пенсионерам, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет;
сохранение установленных в 2017 году условий назначения пенсии по старости лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы 65 лет и 63 года (для мужчин и женщин соответственно), при этом повышение возраста будет осуществляться на один год в год (в настоящее время на шесть месяцев в год);
сохранение (по состоянию на 31 декабря 2018 г.) действующего порядка назначения накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и единовременной выплаты;
установление процедуры обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации, органами власти, работодателями и гражданами в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста мер социальной поддержки и льгот;
установление с 1 января 2019 г. нового порядка выплаты пособия по безработице гражданам, признанным безработными после указанной даты, а именно: сокращение продолжительности выплаты такого пособия до шести месяцев, увеличение Правительством Российской Федерации размеров пособия (предполагается, что минимальная величина пособия увеличится с 850 руб. до 1500 руб. в месяц, а максимальная – с 4900 руб. до 8000 руб. в месяц);
установление с 1 января 2019 г. новых условий выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста (то есть в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), согласно которым пособия указанной категории граждан будет выплачиваться до 12 месяцев, а максимальный его размер составит 11 280 руб. в месяц. При наличии у граждан длительного страхового (трудового) стажа (не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) или необходимого стажа работы на соответствующих видах работ продолжительность выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности, но не более 24 месяцев;
сохранение для граждан, признанных безработными, предусмотренного действующим законодательством права на досрочное назначение пенсии по старости (за два года до наступления возраста, дающего право на назначение такой пенсии, в том числе досрочно).
23. Внесено изменение в статью 315 Уголовного кодекса
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на обеспечение таких конституционных гарантий, как охрана государством достоинства личности и судебная защита прав личности.
В соответствии с Федеральным законом статья 315 Уголовного кодекса Российской Федерации излагается в новой редакции, предусматривающей в том числе ответственность за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а равно воспрепятствование его исполнению, совершённое лицом, ранее подвергшимся административному наказанию за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространённой информации в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
24. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с Федеральным законом статья 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется частями 1.2 и 4, устанавливающими административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространённой информации в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространённой информации в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Одновременно в часть 1 статьи 3.5 названного Кодекса вносятся изменения, определяющие предельный размер административного штрафа, который может быть установлен за указанные административные правонарушения.
Рассмотрение дел о таких административных правонарушениях относится к подведомственности мировых судей (часть 1 статьи 23.1). Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (пункт 77 части 2 статьи 28.3).
25. В Земельный кодекс внесены изменения в части упрощения размещения линейных объектов
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».
Федеральным законом в Земельный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие новые основания и порядок установления публичных сервитутов.
Согласно Федеральному закону публичный сервитут может устанавливаться на определённый срок для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей (инженерных сооружений), временного складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) организации стоянки строительной техники, проведения инженерных изысканий, а также в иных подобных целях.
В Федеральном законе определяются органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, условия установления публичного сервитута, лица, имеющие право ходатайствовать об установлении сервитута, и требования к такому ходатайству, порядок извещения правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута, порядок принятия решения об установлении публичного сервитута или отказе в его установлении, требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута, права и обязанности обладателя публичного сервитута.
Предусматривается, что обладатель публичного сервитута обязан вносить за него плату в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом корреспондирующие изменения вносятся также в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты Российской Федерации.
26. В законодательство внесены изменения, касающиеся правового регулирования отношений, связанных со сносом объектов капитального строительства
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом восполняется пробел в правовом регулировании отношений, связанных со сносом объектов капитального строительства.
В соответствии с Федеральным законом под сносом понимается ликвидация объекта капитального строительства путём его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется главой 64 «Снос объектов капитального строительства», предусматривающей общий порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся строительства и реконструкции садовых домов и объектов индивидуального жилищного строительства, их государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на такие объекты.
В целях упорядочения требований к индивидуальной жилой застройке, соблюдения прав и законных интересов проживающих на соответствующей территории граждан устанавливается, что понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» являются равнозначными, а также предусматривается, что таким объектом следует считать отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не может быть разделено на самостоятельные объекты недвижимости.
Предусматривается, что для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик обязан подать в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции такого объекта. При этом устанавливаются требования к такому уведомлению и порядок действий соответствующих органов.
Кроме того, Федеральным законом уточняются нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающиеся государственного строительного надзора, ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, градостроительного зонирования, архитектурно-строительного проектирования, и другие нормы.
Федеральным законом в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты Российской Федерации вносятся корреспондирующие изменения.
27. В законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование целевого обучения
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения».
Федеральным законом статья 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» излагается в новой редакции. Названной статьёй регулируются вопросы, касающиеся целевого обучения. В частности, устанавливаются стороны договора о целевом обучении, а также его отдельные существенные условия, к которым относятся обязательства заказчика целевого обучения и гражданина, заключившего договор о целевом обучении, связанные соответственно с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в течение не менее трёх лет.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается ответственность заказчика целевого обучения и гражданина, заключившего договор о целевом обучении, в случае несоблюдения существенных условий договора.
Одновременно вместо целевого приёма Федеральным законом устанавливается квота приёма для граждан, заключивших с органами или организациями, перечень которых определён в Федеральном законе, договор о целевом обучении по программам бакалавриата и программам специалитета. Квота приёма на целевое обучение устанавливается с учётом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей. Граждане, принятые на обучение в рамках указанной квоты, а также заказчики целевого обучения в случае нарушения ими обязательств соответственно по осуществлению трудовой деятельности и по трудоустройству несут дополнительную ответственность в виде выплаты организации, осуществляющей образовательную деятельность, штрафа в размере расходов соответствующего бюджета, осуществлённых на обучение.
Федеральный закон не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приёме и целевом обучении, заключённых до дня вступления его в силу, то есть до 1 января 2019 года.
28. Внесены изменения в закон о кредитных историях
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях».
Федеральным законом уточняются способы направления субъектами кредитной истории запроса о предоставлении кредитного отчёта, определяется перечень информации о субъекте кредитной истории, подлежащей включению в такой запрос, устанавливаются способы идентификации субъекта кредитной истории в целях предоставления ему кредитного отчёта, а также способы получения согласия субъекта кредитной истории при предоставлении кредитного отчёта пользователю кредитной истории.
Федеральным законом также предусматривается право субъекта кредитной истории направить через кредитную организацию запрос о получении кредитного отчёта по своей кредитной истории, включая информацию об источниках формирования кредитной истории и о пользователях кредитной истории, которым выдавались кредитные отчёты.
29. Уточнён порядок исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физлиц
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Федеральным законом уточняется порядок исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц в целях совершенствования механизма применения для целей налогообложения кадастровой стоимости.
В частности, Федеральным законом предусматривается применение коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, что позволит исключить резкое изменение налоговой нагрузки, связанное с увеличением кадастровой стоимости.
Кроме того, Федеральным законом определяется порядок применения изменённой кадастровой стоимости объектов налогообложения по имущественным налогам.
30. Внесено изменение в статью 51 Градостроительного кодекса
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Федеральным законом устанавливается, что разрешение на строительство не требуется для строительства или реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
Принятие Федерального закона упростит порядок государственной регистрации сетей газораспределения и улучшит инвестиционный климат в сфере строительства.