Что делать, если вас пытаются заставить сдать сумку при входе в магазин или, наоборот, при выходе просят открыть и показать содержимое?
В связи с социальной значимостью правового просвещения населения и в целях исполнения Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и по предложению прокуратуры г. Астрахани, на официальном сайте Городской Думы опубликованы разъяснения изменений действующего федерального законодательства:
Что делать, если вас пытаются заставить сдать сумку при входе в магазин или, наоборот, при выходе просят открыть и показать содержимое?
1. Сообщите охраннику, что «Постановлением об организации розничной торговли» категорически запрещено требовать оставлять сумки при входе в магазин. И, кстати, сообщение магазина «Администрация не несет ответственности за оставленные в камере хранения вещи» незаконно, т.к. магазин несет полную материальную ответственность за эти вещи.
2. Потребуйте пригласить администратора, опишите конфликт. Потребуйте соблюдения законодательства.
3. Поскольку ни охранник, ни другие работники магазина не имеют права устраивать вам обыск, вы совершенно свободно можете проигнорировать их просьбу (просьбу, а не приказ!) показать сумки. Настаивайте на том, что согласно ст. 27.7 «Кодекса об административных правонарушениях РФ», досматривать ваши вещи и вас лично могут только сотрудники полиции в присутствии 2 свидетелей. А дожидаться или нет полицию — это ваше добровольное решение. Если, конечно, на выходе на вас не среагировала рамка.
4. Требуйте извинений либо устных либо письменных.
5. Подайте жалобу на конкретного охранника в ЧОП, которое он представляет (а эти сведения и его личные данные должны быть у него на нагрудном знаке или табличке). Вообще, если в конфликтной ситуации администрация магазина и охранники выступают единым фронтом, оптимальным вариантом будет обращаться в частное охранное предприятие (ЧОП), обслуживающее магазин. Информация о его названии и адресе в магазинах, как правило, висит на видном месте и к администрации данного магазина. Для любого агентства жалобы граждан — серьезная неприятность, поскольку могут вызвать проблемы с продлением лицензии, и они постараются мирно погасить конфликт.
6. Сделаете запись в жалобную книгу магазина.
7. Подайте жалобу в отдел защиты прав потребителей «Роспотребнадзора».
9. Если вас насильно пытаются задерживать до приезда полиции — это тоже прямое нарушение ваших прав и повод для подачи заявления о хулиганстве работников охраны или торгового центра.
10. Если охранник вознамеривается провести обыск самостоятельно, немедленно звоните в полицию, можете с требованием защитить вас от незаконных посягательств.