ГОРОДСКАЯ ДУМАМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"ГОРОД АСТРАХАНЬ"

Найти свой округ

Коротко

Наталья Афанасьева: Решение больших проблем начинается с деталей

Наталья Афанасьева

Подготовка к отопительному сезону – это всегда сложный процесс. Особенно это важно в детских учреждениях. В этом году в Астрахани школ и детсадов, которым дополнительно были выделены средства на ремонт и подготовку к зиме, стало больше. Во многом это стало возможным благодаря работе комитета по образованию Городской Думы, который возглавляет Наталья Афанасьева.

Наталья Александровна, проблема нехватки средств сегодня актуальна для всей страны и всех отраслей. И думается, что найти дополнительные средства для ремонта школ и детских садов было непросто?
Да, этим летом мы с коллегами-депутатами сделали большой шаг вперёд. Прежде чем принимать какие-то решения на заседании комитета, мы с группой депутатов объехали образовательные учреждения и уточнили, какая именно помощь требуется в первую очередь. Я в целом знакома с ситуацией, так как давно руковожу городской организацией профсоюза работников образования, а коллегам было интересно увидеть собственными глазами то, что было заявлено учреждениями в цифрах на бумаге.
Это была непростая работа – в условиях дефицита бюджета найти деньги для многих учреждений образования, чтобы подготовить их к работе в зимних условиях. Решение по выделению средств было принято, а его исполнение растянулось на несколько месяцев, как того требует федеральный закон о муниципальном заказе: аукционы, конкурсы и прочая бумажная работа. Несколько детских садов вынуждены были приостановить работу из-за ремонта отопительной системы. Детей расформировали по другим детским садам, чтобы за полтора месяца закончить ремонтные работы. Уверены, ремонт закончат в срок и зимой дети будут в тепле.
Техническое состояние некоторых зданий образовательных учреждений требует вложения значительных средств. На ремонт одной школы, к примеру, требовалось около 80 миллионов, что в три раза больше тех средств, что выделены городским бюджетом на все образовательные учреждения. Нашли 2,5 миллиона на выполнение жизненно необходимого минимума работ, чтобы учреждение могло принять детей 1 сентября.
Эту работу делали все дружно: и депутаты, и финансисты, и коммунальщики, и эта сплочённость многое дала. Возможно, кто-то скажет, что это не полномочия депутатов, а полномочия исполнительной власти. Но если хочешь делать общее дело и болеешь за него, то берёшься и делаешь потому, что это надо.

Расскажите о том, какие проблемы стоят на вашем избирательном округе.
14-й городской округ долгое время был частью 17-го областного округа, жители которого трижды избирали меня своим депутатом. На мартовских выборах оказалось, что 14-й округ видоизменился, часть улиц перешла в другие округа, появились новые улицы, а значит, и новые проблемы. Когда знакомилась с посёлком Свободный, ужаснуло то, в каком состоянии там дороги. Дороги – одна из главных бед в России, но на Свободном это особенная беда. Практически единственная асфальтовая дорога ведёт к микрорайону Бабаевского, имея ответвление на школу № 61. Остальные улицы – бездорожье…Тяжёло и машинам ездить, и людям ходить пешком. В поселке проживает много пожилых людей, но строят и новые дома, где живёт молодежь с маленькими детьми, которым где-то надо гулять, на качелях кататься… Обустройство пешеходных тротуаров, дорог – одна из основных задач по выполнению наказов избирателей этой части округа. Потихоньку начинаем решать эту проблему.
Проблема уличного освещения волнует, наверное, половину горожан, живущих в спальных районах. На 14-м округе с этим тоже большие проблемы, а значит, необходимы коллективные усилия для их решения.
Третья большая проблема — развитие инфраструктуры спальных районов. Сюда входит и организация торговли: обустройство и какое-то эстетическое оформление мини-рынка на улице Ботвина, обустройство парка ГРЭС, где можно было бы не только гулять с детьми, но и праздничные мероприятия для жителей проводить. Жители поселка Свободный жалуются на отсутствие у них таких магазинов, как «СтандАрт», «Магнит», «Городок», нет даже бани. Они, как и все горожане, хотят жить комфортно.
Культурным центром поселка была и будет школа. Около 15 лет назад построили первую очередь школы № 61, на этом всё и закончилось. Второй этап строительства, включающий спортзал, столовую и ряд учебных классов, не был даже начат. Встал остро вопрос организации питания и физического развития детей. Конечно, педагоги как-то вышли из положения: один класс приспособили под кормление детей младших классов, для других – организовали работу буфета в вестибюле школы, чего, естественно, недостаточно. Поэтому задача по возведению пристроя к школе тоже является одной из первоочередных.

Вы говорите о проблемах округа в целом, а с чем обращаются жители конкретных домов например?
Есть то, что с годами приходит в негодность – старый жилой фонд. Это район улиц Красноармейская, Бориса Алексеева, Яблочкова. По одним меркам он молодой, ему чуть больше 30 лет, но для панельных домов этот возраст предельный. Поэтому очень много обращений по ремонту мест общего пользования (подъезды, лестничные марши, козырьки над домами, балконы). В программе наказов избирателей областного уровня средства на ремонт подъездов выделяются, в муниципалитете пока такого направления расходов нет.
Мы последний месяц с коллегами-депутатами верстали программу «От окраин к центру», которая включает в себя исключительно благоустройство территорий. А вот проблему хотя бы частичного ремонта жилого фонда эта программа, к сожалению, не затрагивает, но мысли, как расширить эти границы, у городских депутатов уже есть и мы думаем, как их решить.
Нельзя не заметить, что многое делается по программе капитального ремонта домов. Но это только в том случае, если жители организовали ТСЖ или ушли под управляющую компанию. Дома с непосредственным управлением такой помощи от государства не получают. А людей, которые ушли в непосредственное управление и увидели эффективность своей работы, трудно переубедить. Все боятся быть обманутыми.
Перед городскими депутатами остро встают вопросы социальной поддержки людей, попавших в экстремальную ситуацию, особенно тех, в семьях которых воспитывается несколько детей. Подготовка к школе, приобретение одежды для растущих не по дням детей требуют очень много средств. Зачастую по этим причинам у людей образуются большие долги, в том числе и по оплате коммунальных услуг. В случае экстремальной ситуации помощь оказывает комиссия при управлении по жилищной политике администрации города. А если у человека накопились коммунальные долги, ему отказывают в назначении денежной компенсации за оплату жилья, в выплате детских пособий. Проблемы накапливаются, как снежный ком. Увы, у местного самоуправления забрали полномочия по оказанию социальной помощи населению, передав их на региональный уровень. И пока подобные проблемы остаются, стоять в стороне мы не сможем. Полагаю, что ситуацию надо регулировать принятием каких-то управленческих решений, помогая людям выбраться из тупиковых ситуаций. Трудно сейчас всем: и России в целом, и региону, и городу. Составляя ежегодно программу наказов в рамках скромного бюджета, решаешь трудную задачу: помочь отдельно взятому человеку в беде, выделить средства на ремонт дома или сделать дорогу к дому, где, возможно, живут несколько семей, или помочь детскому саду или больнице….

Наталья Александровна, у вас есть опыт работы в качестве депутата и на областном, и на городском уровне. Чем она отличается?
Я много лет занимаюсь образованием и начинала как депутат городского представительного собрания. Это был 94-й год. Занимаясь депутатской деятельностью, поняла, что многие вопросы социальной защиты педагогов, развития образования, других вопросов социальной политики решаются на областном уровне. Было принято решение избираться в областную Думу, чтобы непосредственно участвовать в формировании законодательной базы Астраханской области.
Благодаря единомышленникам – депутатам, профессионалам в аппарате Государственной Думы Астраханской области — мне многое удалось сделать как областному депутату. Наиболее социально значимые законы в Астраханской области – о детях погибших участников ВОВ, о социальных гарантиях, военнослужащим, участвовавшим в урегулировании событий на Северном Кавказе, и многие другие – это моя законодательная инициатива. Рада, что эти законы действуют и помогают людям. Считаю, что задачу свою выполнила.
Работа на областном уровне отличается большей широтой проблем и полномочий, вовлечением в законотворческий процесс, взаимодействием со многими муниципальными образованиями. На местном уровне полномочий меньше, но если большую проблему наверху решаешь в целом, то здесь ты видишь и начинаешь решать конкретные детали этой проблемы. Иногда при решении местной проблемы видишь, что надо выходить с законодательной инициативой на региональный, а затем и на федеральный уровень. Это пока во многом новая работа и она мне интересна.
Новая нарезка округа исключила многие улицы, жители которых привыкли обращаться в мою общественную приемную за помощью и поддержкой. Многие избиратели, оставшиеся за границами 14-го избирательного округа, обиделись, что я от них как бы ушла. Но это произошло не по моей вине. Об изменениях границ округа я сама узнала, став зарегистрированным кандидатом в Городскую Думу. В то же время хочу напомнить, что, как и раньше, мы принимаем всех избирателей, пришедших к нам на прием в школу № 36, не отказываем, выслушиваем, направляем обращения, пытаемся разрешать вопросы.
Сейчас время ставит новые задачи. И надо эти задачи на данном месте решать. Не важно, в каком статусе ты находишься. Главное, что ты занимаешься делом, которое тебе нравится, и ты его делаешь достойно.

10 октября 2010 17:35